- Главная
- Главная страница
На северо-западе русской земли
|
Город Лодейное Поле часто называют родиной Балтийского флота, его название напоминает о древнем ремесле жителей Присвирья, которые славились своим умением строить небольшие грузовые суда-ладьи или, в северном произношении, «лодьи». Здесь в 1702 году по велению Петра I была основана Олонецкая (впоследствии Лодейнопольская) судостроительная верфь, со стапелей которой 22 августа 1703 года был торжественно спущен на воду первый корабль Балтийского военного флота – 28-ми пушечный фрегат « Штандарт».
До 1725 года на верфи было построено свыше 100 парусных и гребных судов, которые определили успех русских в морских сражениях Северной войны и тем самым помогли России закрепиться на Балтийском побережье.
Указом Екатерины II от 1785 года верфь и прилегающая к ней местность получили статус города.
Построенные в Лодейном Поле корабли ходили в плавания, обогатившие науку всемирно-историческими открытиями. Так, в 1807-1809 г.г. на шлюпе «Диана» под командой лейтенанта В.М.ГОЛОВИНА, впоследствии знаменитого адмирала, был совершен переход из Кронштадта на Камчатку. А спустя десятилетие знаменитые русские мореплаватели М.П.ЛАЗАРЕВ и Ф.Ф. БЕЛЛИНСГАУЗЕН на шлюпах “Мирный” и “Восток” совершили кругосветное путешествие, длившееся 751 день. В результате этого беспримерного плавания на карте мира появилась Антарктида и 28 островов.
Лодейнопольские кораблестроители могли по праву гордиться творениями своих рук. 127 лет на берегах Свири строили морские и речные суда. Парусники сослужили свою службу Российскому государству и уступили место кораблям более совершенных конструкции.
Проплывающие по реке на теплоходах туристы, видят небольшой памятник – чугунную пирамиду, установленную на том месте, где некогда находился домик Петра I. Это единственное в городе место, напоминающее о тех далёких событиях, когда от Лодейнопольской пристани один за другим отплывали парусные красавцы, пускаясь в дальние плавания, верно служа Отечеству.
В начале ХХ века через город прошла железная дорога на Мурманск, строительство которой было ускорено I Мировой войной.
Полноводной Свири нашлось место в грандиозных планах первых пятилеток: в 1933 году дала первый ток Нижнее-Свирская ГЭС, построенная в сложных природных условиях под руководством талантливого инженера Г.О.Графтио.
В годы Великой Отечественной войны город был разрушен и сожжен. 1005 дней он находился в обороне, будучи передним краем Карельского фронта.
Отгремели бои Великой Отечественной и вслед за ратным подвигом народа последовал подвиг трудовой.
В послевоенные годы город словно родился заново. Значительными темпами велось производственное и дорожное строительство, выросли новые жилые массивы, школы, объекты социально-бытового и культурного назначения. Усиленно развивалось сельское хозяйство.
В 1985 году Указом Президиума Верховного Совета СССР за свой вклад в дело разгрома врага и в подъёме экономики края в годы послевоенного строительства город награжден орденом « Знак Почета».
Сегодня город Лодейное Поле – районный центр муниципального образования Лодейнопольский муниципальный район Ленинградской области.
Территория муниципального образования составляет 4,9 тыс. кв.км (5,8 % территории области), численность постоянно проживающего населения – 33,4 тыс. чел., в том числе в городе проживает 23,2 тыс. чел., сельское население – 10,3 тыс.чел.
Областным законом № 2765 от 28.09.2004 года установлены границы и наделены статусом городских поселений Лодейнопольское городское поселение и Свирьстройское городское поселение; установлены границы и наделены статусом сельских поселений Алеховщинское сельское поселение, Доможировское сельское поселение и Янегское сельское поселение.